| Кельтские боги
Луг
Луг («Сияющий») — один из наиболее значительных богов племени Туата Де Дананн в ирландской мифологии, имеющий солярную природу.
«Всё, в чём искусен твой народ, постиг он один», — говорил привратник, встретивший Луга, Нуаду, королю туатов. Луг является знатоком многих искусств и ремёсел (он и плотник, и кузнец, арфист, филид, сведущий в делах старины, врачеватель, кравчий, воитель и герой), за что носит прозвище Самилданах, что означает «опытный во многих искусствах» и Ламфада, «Длинная Рука» (некоторые объясняют данное прозвище солярной природой Луга, сравнивая руку с лучом солнца).
Вместе с Дагдой и Нуаду Луг входит в триаду великих правителей Туата Де Дананн, сам Нуаду уступает королевский трон богу-герою в саге «О Битве при Маг Туиред».
Но, прежде всего, он тот, кто победил Балора, короля фоморов, во второй битве при Маг Туиред, тот кто принёс победу туатам в этой войне. Луг так же являлся отцом Кухулина, самого прославленного героя в ирландских сагах.
Тевтат
Тевтат — известный из сочинений Лукана кельтский бог, имя которого созвучно словам teuto, ирл. tuath — «племя» (и лит. tauta «народ»). Описание посвященного ему жертвоприношения совпадает с изображенным на котле из Гундеструпа. В римской Галлии он отождествлялся с Марсом, поскольку обладал, в числе прочего, военным значением, что характерно для такого мифологического типа, как Бог ясного неба у кельтов и германо-скандинавов. Типичным кельтским символом его был кабан.
Существовало мнение, отождествлявшее его с главой галльского Олимпа, называемым у Цезаря и Тацита Меркурием. Однако это мнение ошибочно; между галльским Тевтатом, римским Меркурием и германским Вотаном-Одином нет ничего общего.
Езус
Езус ("господин" или "хозяин") — бог в кельтской мифологии, известный благодаря двум монументам и строке из «Bellum civile» Лукана.
Римский поэт I века н. э. Лукан называет триаду верховных галльских богов (причем под их собственными именами) и способ приношения им жертв. Езус принимал жертвы, повешенные на дереве; Таранис — сожженные в плетеных корзинах; Тевтат — утопленные в бочке с водой.
Иконографический тип бога (представленный на галло-римских рельефах алтарей из Парижа и Трира) подтверждает связь Езуса с деревьями, изображая его (бородатого или безбородого) около дерева с подобием серпа в руке. Жест его, возможно, воспроизводит момент друидического ритуала поклонения омеле. С деревом Езуса ассоциируется бык (лат. Tarvos Trigaranus) со стоящими на его голове и спине тремя журавлями, также известный по изображениям на алтаре.
Цернунн
Цернунн (др.-кельт. сernunnos, букв. «рогатый», тж. встречается написание Кернун) — наиболее колоритный персонаж мифологии кельтов, не поддавшийся римской ассимиляции.
В качестве одного из кельтских образов бога Земных Сил играл более значительную роль, чем Езус.
Несмотря на то, что имя Цернунна известно с единственного памятника — «алтаря» из клюнийского музея, он повсюду хорошо узнаваем. Наиболее характерные черты бога: «буддийская поза» со скрещенными ногами, оленьи рога, кольцо (торквес) и бараноголовая змея.
В силу частого изображения последней, можно сделать вывод, что змея представляет нечто большее, чем просто атрибут рогатого бога. И змея, и баран представляют аспект плодородия. Кроме того, в Галлии баран как сакральное животное был связан с культом огня в камине и в какой-то степени соединен с культом мёртвых.
Таранис
Таранис — бог грома в кельтской мифологии. Имя Таранис переводится как «Громовник» и в ряде посвящений он идентифицировался с Юпитером. Особые кельтские атрибуты этого бога — колесо, которое может быть молнией, а также спираль, представляющая небесный огонь. В виде «Бога с колесом», его изображения были широко распространены в римской Галлии. Тем не менее, не случайно, что галльский Юпитер упомянут Цезарем только на четвертом месте. Друиды признавали его могущество, но он не занимал ведущего места в их пантеоне (что показывают и сцены на котле из Гундструпа. Впрочем, данный памятник несет и черты искусства фракийцев, а последние также не имели обычая чрезмерного поклонения богу грома).
Беленус
Беленус (Belenos, Belinos) — галльское божество, отождествлявшееся с Аполлоном. Как и Аполлон, он считался богом-врачевателем и особенно почитался, как покровитель священных горячих источников. Имя Belenos, судя по всему, связано с ирландским названием весеннего праздника Белтайн (Beltene) и происходит от корня со значением «белый, блестеть», что может указывать на солярный характер божества. Аполлона в Галлии также отождествляли с божеством по имени Мапон, которое было связано с искусством музыки.
Огмиос
Согласно Лукану, Геракл был известен кельтам как Огмиос и изображался нахмуренным старцем, одетым в звериную шкуру и вооружённым дубиной и луком. Он влёк за собой группу счастливых людей, уши которых соединялись с языком бога тонкими цепочками. Образованный галл, с которым беседовал Лукиан, сообщил ему, что кельты считают покровителем красноречия не Гермеса, а именно Геракла — ибо он очень силён.
Огмиос представляет вариант мифологического типа Культурного героя, так же как и Геракл, чей культ широко распространился по всему античному Средиземноморью, и чьё имя и означает «прославленный Герой».
Франсуаза Леру трактует образ Огмиоса, как «бога-связывателя», подобного индийскому Варуне, а также психопомпа, ведущего души из этого мира в другой.
Бригантия
Бригантия (Бригита), дочь Дагды, была важным женским божеством Ирландии, патронессой поэзии, ремёсел и врачевания, помогающая женщинам при родах. Иногда под именем Бригиты подразумевают три женских божества, покровительствующие мудрости, искусству исцеления и кузнечному мастерству.
Существует традиция представлять Бригиту птицей с человеческой головой, или тремя птицами — журавлями или петухами.
На севере Англии Бригиту почитали под именем Бригантия, что означает «могущественная, вершина, королева». Ей особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян. Бригантия — богиня благосостояния, врачевания, войны и воды.
В Галлии богиня известна под именем Бригиндо. Возможно, именно её Цезарь называл «галльской Минервой».
| |